К статусу субъекта рф не относится район

К статусу субъекта рф не относится район

Понятие "статус" является одним из базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам. Статус в конституционном праве имеет несколько воплощений в зависимости от роли, которую он играет в обозначении и фиксировании состояния участников конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Но в любом своем проявлении конституционно-правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // «Вестник Московского университета». Серия II. Право. - 1998. № 3. - С. 3. .

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством Федерации и субъекта Федерации.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом РФ и строящее отношения с Россией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - С. 180. .

Конституционный статус республики в составе Российской Федерации определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики Часть 1 статьи 66 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 19. .

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика.

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв.км, тогда как Республика Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв.км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз - население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на место республик в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ Козлова Е. И, Кутафин О.Е. / Конституционное право России, - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - С. 153. .

Республики в составе Российской Федерации имеют общие признаки с другими субъектами РФ. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.

Согласно части 2 статьи 5 Конституции РФ республики в составе России являются государствами Часть 2 статьи 5 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 4. . Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти Баглай М.В. / Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов, - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 381. .

Также часть 2 статьи 5 Конституции РФ Часть 2 статьи 5 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 4. устанавливает, что республики имеют собственные конституции, а другие субъекты Федерации-уставы. Конституция Российской Федерации в отношении конституций республик не содержит требования о том, чтобы они принимались законодательным органом субъекта Федерации, как это предусматривает часть 2 статьи 66 Конституции РФ в отношении уставов других субъектов Федерации Часть 2 статьи 66 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 19. . Из сказанного следует вывод - конституция республики может быть принята на референдуме республики.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки Часть 2 статьи 68 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 20. . В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане: "Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития" Статья 11 Конституции Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.) . Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства. Так, часть 1 стать 8 Конституции Республики Татарстан гласит: "Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки" Часть 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) . Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Республика в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Поэтому, в отличие от них, каждый гражданин республики имеет два гражданства: федеральное и республиканское. Например, в Конституции Республики Татарстан закреплено: "Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации" Статья 21 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) . Однако республики не учитывают, что гражданство в РФ относится к исключительному ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация Безуглов А.А. Конституционное право России: в 3 т.: учебник для юрид. вузов / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М.: Профтехобразование, 2009. - Т. 1. - С. 340. .

Исследовав конституционно - правовой статус республик, автор курсовой работы пришел к выводу, что в конституционно-правовом статусе республик имеется ряд особенностей: республики в составе России являются государствами, но власть в этих государствах не является суверенной, конституция республики может быть принята и на референдуме данного субъекта РФ, республики имеют право устанавливать свои государственные языки, республика в составе РФ имеет свое гражданство, однако гражданство в РФ относится к исключительному ведению Федерации, следственно и правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.2.2 Особенности конституционно-правового статуса автономных образований

Автономный округ и автономная область - национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред.В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - С. 32. .

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа.

Прежде Еврейская автономная область входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». .

Согласно части 5 статьи 66 Конституции Часть 5 статьи 66 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 19. Российской Федерации статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например, края в республику, или объединение субъектов может привести к их переименованию. Однако изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках части 1 статьи 5 Конституции Часть 1 статьи 5 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб

Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 4. РФ (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Обладая "равностатусностью", Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, т.к. статус автономной области имеет только один субъект - Еврейская автономная область, и изменение ее статуса потребует внесения изменений в часть1 статьи 5 Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции Статья 135 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 42. .

Морозова Морозова А.С. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. Выпуск №1 (18) март 2012г. - URL: http: //vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/01/44/ (дата обращения: 19. 12. 12). А.С. в статье "Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации" указывает: "При обретении субъектом федерации нового статуса необходимые изменения вносятся в ч.1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст.137 Конституции РФ устанавливает особые случаи внесения изменений в ст.65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Исходя из вышесказанного, Еврейская автономная область может изменить статус в процессе принятия федерального конституционного закона. Внесение на основании ч.1 ст.137 Конституции РФ изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации процедуры, предусмотренной статьей 136 Конституции РФ, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении КС РФ от 31.10.1995 N 12-П [4], завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ изменение статуса Еврейской автономной области может потребовать внесения изменений в первую главу Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции. Поэтому практически данное изменение статуса вряд ли возможно. Конституционное Собрание вряд ли поддержит данный законопроект, даже если он будет поддержан тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание, скорее всего, подтвердит неизменность Конституции Российской Федерации, отказав в положительном решении вопроса".

Данный факт позволяет говорить о неравноправии субъектов, которое выражается в особенностях конституционно-правового статуса некоторых субъектов.

Конституционно-правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить в состав края или области (и 3 из 4 являются таковыми). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации Безуглов А.А. Конституционное право России: в 3 т.: учебник для юрид. вузов / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М.: Профтехобразование, 2009. - Т. 1. - С. 342. . Для разрешения такого противоречия Конституция РФ предоставляет возможность округам регулировать свои отношения с краем или областью на основе федерального закона и договора между органами государственной властью автономного округа и органами государственной власти соответствующего края или области. Часть 4 статьи 66 Конституции РФ / Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М: Омега-Л, 2013. - С. 19.

Тем не менее, подобное правовое положение округа вызывает ряд конституционных коллизий. Конституционный Суд РФ в специальном постановлении Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П 2 «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области». от 14 июля 1997 г. признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область, и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. Конституционный Суд РФ также указал, что равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.

В связи с "вхождением" автономного округа в состав края (области) взаимоотношения данного края (области) и входящего в его состав автономного округа отличаются от отношений других субъектов Федерации: обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Проанализировав конституционно - правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации, автор курсовой работы пришел к выводу, что в конституционно-правовом статусе автономий имеется ряд особенностей: Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, т.к. статус автономной области имеет только один субъект Российской Федерации, и изменение ее статуса потребует внесения изменений в часть1 статьи 5 Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции; автономные округа имеют двойственный статус: с одной стороны, они являются самостоятельными и равноправными, с другой - они одновременно входят в состав другого субъекта Российской Федерации, из чего следует, что свои действия и планы автономные округа должны согласовывать с субъектом, в состав которого они входят.


К статусу субъекта рф не относится район


К статусу субъекта рф не относится район


К статусу субъекта рф не относится район


К статусу субъекта рф не относится район


К статусу субъекта рф не относится район